Религия молитва обряд это

Религиозные обряды и обычаи у христиан

Религиозные

Обряд — это определенная последовательность действий, которые в совокупности имеют символическое значение.

Если вглядываться в этимологию слова «обряд», можно увидеть еще одну важную особенность обрядов — стереотипность, чередование действий в определенном порядке. «Обряд» — приведение в порядок, упорядочение.

Религиозные обряды — особая группа символически значимых последовательностей действий, выражение верований и мистических устремлений человека. Бог — абстрактен, и именно неспособность человека представить себе Незримого Собеседника приводит к появлению обряда как специфического способа установления связи.

Христианские обряды

Церковь постоянно обращается к Богу и святым за помощью в конкретных жизненных ситуациях — поэтому основным обрядом в христианстве является именно молитва. Характерно для молитвенных обрядов использование особого языка (у католиков — латынь, у православных — церковнославянский язык) и особых формул для обращения к Богу.

Кроме того, молитва подкрепляется и усиливается постом — посты бывают однодневные (среда и пятница — как дни памяти предательства Иисуса и Его Крестной смерти, некоторые скорбные праздники, как день усекновения главы Иоанна Предтечи), и многодневные — они обычно предваряют великие праздники (Пасху, Рождество, День памяти Святых Апостолов Петра и Павла, День Успения Пресвятой Богородицы). Пост заключается в ограничении своей плоти и усмирении страстей, производимом с целью приближения души к Господу.

Вообще, любое значимое действие в процессе богослужения, в той или иной мере являются обрядом. Христиане называют обрядом «видимую часть таинства». Таинство — понятие более глубокое, духовное. Религиозные обряды — то, что видит глаз, а таинство — тот процесс внутреннего, духовного перерождения и видоизменения, который происходит в то же самое время.

Виды обрядов

Христиане обрядом называют, например, венчание. Связыванию двух судеб на небесах сопутствует красочное и красивое действо — это и испрашивание согласия на брак, и обмен кольцами, и питье вина из одной чаши — сценарий гражданской церемонии был полностью списан с обряда венчания.

Обряд говорит: без Духа Божьего человек — не человек, а лишь прах земли.

Удивительное христианство

Необычными обрядами изобилуют редкие церемонии — например, избрание папы. Так, кандидат должен быть проверен, как это ни банально звучит, на мужественность. В самом прямом смысле — для проверки используется специальный стул с прорезью. Через прорезь нужно нащупать первичные половые признаки потенциального папы.

История умалчивает, насколько охотно кандидаты в понтифики соглашаются на подобное испытание.

Не менее необычен способ захоронения монахов на одном из греческих островов — почва там камениста и скудна, поэтому почивших братьев хоронят в земле лишь на некоторое время. Затем — откапывают, омывают медом и вином, и если цвет костей бледно — медовый, кости полагают в специальном помещении монастыря — коснице. Если же кости темны — они хоронятся повторно, а молитва о усопшем усиливается. Считается, что лишь так можно помочь очиститься духу почившего.

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ:

  Карты ленорман гадание будут ли дети

  Заговор от пьянства домашних условиях

  Молитва для устройства на работу себе

  Таро для начинающих купить какие карты лучше с книгой гадания

  Обряды магические на прибыль

Религиозные обряды и ритуалы

Религиозные обряды и ритуалы

На заре человечества все народы были язычниками: верили в силы духов природы, поклонялись им, приносили в жертву животных и даже людей. Первые религиозные ритуалы появились уже в каменном веке, когда жрецы или волхвы отправляли культы, руководили процессом жертвоприношений и молитв. Позднее буддийские брахманы совершали религиозные ритуалы на землях Индостана, а еще через несколько веков появились первые христиане и мусульмане, и религиозные ритуалы приобрели совершенно новое значение – они содержали в себе символ поклонения единому Богу. С тех пор на протяжении многих веков менялись люди, названия государств, сменился даже климат на нашей планете, а религиозные ритуалы – одно из самых консервативных явлений на земле – отправляются по-прежнему. Вместо древних волхвов, колдунов и жрецов проведением церковных ритуалов занимаются священники, а вместо языческих капищ местом проведения ритуалов служат храмы, мечети, соборы.

Главная цель религиозного ритуала – донести молитвы до единого Бога, вера в Которого помогает жить многим поколениям людей на Земле. Ритуальные предметы – иконы, свечи, кадила, кресты – помогают в совершении обрядов и поэтому имеют такое огромное сакральное значение.

Ритуалы современного индуизма

Ритуалы индуизма значительно менялись на протяжении веков, как и сама религия. Основой индуизма является вера в связь человека с тайными силами. Ритуалы этой религии были в тесной связи с миром звезд, с периодами полнолуния и новолуния, с изменениями в природе. Как и в других древних религиях, в индуизме существовало множество обрядов, имеющих цель установить более тесную связь человека с силами природы. Особенности древних индуистских обрядов записаны в произведениях древней литературы – Ведах и Упанишадах, насчитывающих более 2,5 тыс. лет. Согласно Ведам древний жрец, арий, приносил в жертву животное, чтобы задобрить божество. Жертвоприношение совершалось при помощи священного для индусов огня.

В наше время индуистскому божеству, пудже, приносятся дары в виде венков из цветов и фруктов, палочек благовония, вкусных блюд. Около изображения божества проводятся службы, устраиваются ритуальные песни и танцы.

Уже почти 3 тыс. лет обряды совершаются жрецами-брахманами, их роль в индийском обществе довольно велика. Даже распространенные у индуистов домашние ритуалы проводятся при желательном участии жреца, называемого пурохита. До сих пор в Индии сохранилась каста неприкасаемых, которые не имеют право ходить в храмы и приглашать домой жрецов. В последние годы усилилось движение неприкасаемых за свои права, в первую очередь за разрешение участвовать в религиозной жизни. Многие индусы из касты неприкасаемых совершают обряды согласно древним Ведам, когда еще не было жесткого деления на касты и, соответственно, запретов на совершение ритуалов.

Буддизм и его ритуалы в современном мире

Буддизм, в отличие от большинства других религий, никогда не имел церковной организации и централизованного управления. Буддисты едины в одном: они хранят три основные ценности – Будду, дхарму и сангху. При этом Будда – особое существо, достигшее вершин возможной жизни на земле; дхарма – закон, открытый Буддой и объясняющий все происходящее вокруг; сангха – община равных.

В настоящее время во многих странах Азии и на территории России (Калмыкия, регионы около Монголии) проповедуется буддизм, правда, в очень разных формах и проявлениях. Так, самые экзотические светские ритуалы проходят в Японии, а в остальных странах Азии буддизм распространен в многочисленных монастырях.

В 1956 г., в год празднования 2500-летия буддизма, министр юстиции Индии Б. Р. Амбедкар призвал индийцев касты неприкасаемых проповедовать буддизм, не признающий касты в принципе. За один день в буддизм обратились более 500 человек, а министр после смерти был объявлен бодхисаттвой. Многие люди стали проповедовать буддизм в последующие годы, и правительство Индии выделило денежные суммы на развитие институтов буддологии.

В Бирме в конце ХХ в. существовало около 25 тыс. монастырей и храмов. Очень часто буддийскими монахами становятся на время, например на 2–3 месяца. Вступив в сангху, монахи четко выполняют все обряды (в основном медитации), совершают все духовные практики. Считается, что таким образом человек зарабатывает себе особую заслугу, лунью, которая поможет позднее произвести счастливую реинкарнацию. Более 80 % населения Бирмы – отправляющие культы буддисты.

Тибет славится своими монастырями с тайными ритуалами и традициями. До середины ХХ в. каждая семья в Тибете отправляла одного (а иногда и двух) сыновей в монахи, монахом в тибетском обществе являлся каждый седьмой житель.

В Китае до наших дней сохранилось несколько буддийских монастырей уникального направления – ритуалы в них сочетают буддийскую медитацию с шаманскими обрядами.

Все буддисты бреют головы налысо, носят специальные одежды и чаще всего соблюдают законы целибата.

Пасха

Великий христианский праздник, имеющий корни в языческом прошлом нашего народа, является одним из самых любимых праздников в году. Всю пасхальную неделю христиане готовят особые блюда, красят яйца, ходят в гости и принимают гостей, восславляя воскрешение Иисуса Христа.

Древние славяне, как и многие другие народы мира, много веков назад почитали куриное яйцо как священный предмет, часто делая его фетишем и принося в дар божествам. Яйцо хранит в себе вечную загадку продолжения жизни.

С приходом на Русь христианства крашеное красной краской яйцо как символ новой жизни, знак солнца, становится главным атрибутом Пасхи, великого весеннего праздника. Миллионы людей во всем мире обмениваются крашеными яйцами, не задумываясь о таинственной символике яйца, а относя эту традицию к поздним христианским.

У восточных славян неотъемлемым атрибутом Пасхи являются куличи, представляющие собой символ древних хлебов, приносимых в дар языческим богам. Еще задолго до принятия христианства славяне выпекали в Древних печах высокие хлеба из грубой муки и кислого молока, украшали их фруктами и относили на капище во время важнейших ритуалов. Позднее эта традиция дароприношения была воспринята и переработана христианской церковью, и теперь все верующие освящают куличи в храмах, как и другие пасхальные блюда.

На примере великой Пасхи четко прослеживается процесс превращения древних языческих культов в культы христианские. Этот процесс затронул и другие русские праздники: Святки, Ивана Купала, Ильин день, Родительский день и многие другие. Христианская церковь, лишь слегка видоизменив древние культовые обычаи, возвела на их месте свои собственные ритуалы, вполне понятные верующим, так как они построены на традиционных русских верованиях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Поучение 1-е. Преп. Василий исповедник, епископ Парийский (Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу)

Поучение 1-е. Преп. Василий исповедник, епископ Парийский (Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу) I. Преп. Василий был епископом города Пария, в Малой Азии, почему и называется Парийским. Жил в VIII веке при иконоборце Льве Исаврянине и много

Обязаны ли граждане США выполнять религиозные обряды?

Обязаны ли граждане США выполнять религиозные обряды? В 1832 году конгресс США принял закон, обязывающий каждого американца один день в году поститься и молиться. Первые же несколько лет показали, что почти никто этот закон не соблюдает. Его не отменили, но поститься и

Религиозные обряды

Религиозные обряды Как и в средневековой Европе, где все праздники были религиозными торжествами или днями святых, у майя все празднества, как и почти все остальные стороны жизни, прочно ассоциировались с религией. Ярмарки, фиесты, гулянья и религиозные церемонии были

СМОТРИТЕ ЕЩЕ:

  Таро для начинающих купить какие карты лучше с книгой гадания

  Заговор на ключи на продажу квартиры когда читать

  Молитва заговор на любовь и удачу

Церковные обряды: виды и значение

Сла­вян­ское слово «обряд» само по себе озна­чает «наряд», «одежда» (можно вспом­нить, напри­мер, глагол «обря­жать»). Кра­сота, тор­же­ствен­ность, раз­но­об­ра­зие цер­ков­ных обря­дов при­вле­кают многих людей. Но Пра­во­слав­ная Цер­ковь, по выра­же­нию свя­того Иоанна Крон­штадт­ского, не зани­мает никого и не зани­ма­ется празд­ными зре­ли­щами. Види­мые дей­ствия имеют неви­ди­мое, но совер­шенно реаль­ное и дей­ствен­ное содер­жа­ние. Цер­ковь верует (и вера эта под­твер­ждена двух­ты­ся­че­лет­ним опытом), что все совер­ша­е­мые ею обряды имеют опре­де­лен­ное освя­ща­ю­щее, то есть бла­го­твор­ное, обнов­ля­ю­щее и укреп­ля­ю­щее дей­ствие на чело­века. Это дей­ствие Божией бла­го­дати.

Условно все обряды делятся на три вида:

  1. Обряды бого­слу­жеб­ные— свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые во время цер­ков­ных бого­слу­же­ний: елео­по­ма­за­ние, вели­кое освя­ще­ние воды, вынос святой пла­ща­ницы в Вели­кую пят­ницу и так далее. Эти обряды пред­став­ляют собой часть хра­мо­вой, бого­слу­жеб­ной жизни Церкви.
  2. Обряды сим­во­ли­че­скиевыра­жают раз­лич­ные рели­ги­оз­ные идеи Церкви. К тако­вым, напри­мер, отно­сится крест­ное зна­ме­ние, кото­рое мы мно­го­кратно совер­шаем в вос­по­ми­на­ние крест­ных стра­да­ний Гос­пода нашего Иисуса Христа и кото­рое вместе с тем явля­ется реаль­ным ограж­де­нием чело­века от воз­дей­ствия на него злых демо­ни­че­ских сил и иску­ше­ний.
  3. Обряды, освя­ща­ю­щие житей­ские нужды хри­стиан: поми­но­ве­ние усоп­ших, освя­ще­ние жилищ, про­дук­тов, вещей и раз­лич­ных благих начи­на­ний: учебы, поста, путе­ше­ствия, стро­и­тель­ства и тому подоб­ное.

Зачем в Церкви так много обря­дов? Неужели нельзя слу­жить Богу просто, без лишних види­мых дей­ствий?

Вообще, чело­ве­че­ское мыш­ле­ние уже само по себе свя­зано с опре­де­лен­ными зна­ками и сим­во­лами, как спо­со­бами внеш­него выра­же­ния. Напри­мер, слово есть выра­жен­ная посред­ством звука мысль» а многие наши жесты есть выра­же­ние наших эмоций или нашего настро­е­ния. Тем более, когда речь идет об исти­нах мира духов­ного, выра­зить их в нашем мире можно только посред­ством сим­во­ли­че­ских дей­ствий — обря­дов. Напри­мер, сло­же­ние трех пер­стов есть испо­ве­да­ние еди­ного Бога Троицы, а осе­не­ние себя крест­ным зна­ме­нием есть испо­ве­да­ние крест­ной Жертвы Хри­сто­вой, бла­го­даря кото­рой побеж­дены дьявол и грех.

Каждый цер­ков­ный обряд воз­вы­шает нас над обы­ден­но­стью и помо­гает сопри­кос­нуться тем, что выше земных чувств и изме­ре­ний. Так, воз­жжен­ная свеча сим­во­ли­зи­рует наше молит­вен­ное горе­ние пред Богом и свет истин­ной веры, оза­ря­ю­щей сумерки мира. Как пре­красно молиться вече­ром при огне свечи или лам­пады! Окроп­ле­ние святой водой своего жилья есть при­об­ще­ние его к свя­тыни Церкви, известно, как после этого в домах, под­вер­жен­ных дей­ствию нечи­стой силы, все уми­ро­тво­ря­ется.

Обилие цер­ков­ных обря­дов сви­де­тель­ствует о богат­стве духовно-сим­во­ли­че­ской жизни Церкви. Види­мые бого­слу­жеб­ные дей­ствия и пред­меты цер­ков­ного быта заклю­чают в себе глу­бо­кие бла­го­дат­ные сим­волы, как выра­же­ние духовно совер­ша­ю­ще­гося в част­но­сти, каж­де­ние храма и моля­щихся людей святым лада­ном сим­во­ли­зи­рует обилие бла­го­дати Духа Свя­того, оби­та­ю­щего в храме и осе­ня­ю­щего моля­щихся. А пома­за­ние во время Все­нощ­ного бдения веру­ю­щих святым елеем озна­чает небес­ное бла­го­сло­ве­ние, пода­ва­е­мое на бого­слу­же­нии.

Ничто в бого­слу­же­нии не явля­ется слу­чай­ным — ни гим­но­гра­фия, ни види­мые дей­ствия. Ведь чело­веку свой­ственно стрем­ле­ние к твор­че­ству, и потому свои рели­ги­оз­ные чув­ства и мысли он выра­жает в молит­вах и пес­но­пе­ниях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуж­да­ется в куда мень­шем обос­но­ва­нии, нежели бытие души), то свои рели­ги­оз­ные чув­ства мы выра­жаем посред­ством покло­нов, коле­но­пре­кло­не­ний и уже упо­мя­ну­того крест­ного зна­ме­ния. А если доста­точно только в душе слу­жить Богу, то зачем Бог даро­вал нам еще и тело? Не напрасно в Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано: Про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божий ( 1Кор. 6:20 ).

Соблю­дая уже сло­жив­шу­юся тра­ди­цию, напри­мер, посе­ще­нием храма в поло­жен­ной одежде, мы выра­жаем наше ува­же­ние к храму и к тем, кто освя­тил эту тра­ди­цию соб­ствен­ной бла­го­че­сти­вой жизнью. Эти обряды соблю­дали не только святые подвиж­ники, но и цари, и зна­ме­ни­тые обще­ствен­ные дея­тели, и вели­кие ученые — после­дуем же за ними.

Один зна­ко­мый батюшка в метро как-то встре­тился с после­до­ва­те­лями секты сви­де­те­лей Иеговы — парнем и девуш­кой. Парень сразу же начал дока­зы­вать, что все наши обряды суть внеш­нее и ненуж­ное, что глав­ное, чтобы вера была в душе. Свя­щен­ник вни­ма­тельно выслу­шал, а затем искренно спро­сил: «Это ваша девушка? Навер­ное, вы любите друг друга? Может быть, ста­нете одной семьей?» Когда они одоб­ри­тельно кив­нули, батюшка обра­тился к девушке: «Если он вам дарит цветы и ока­зы­вает знаки вни­ма­ния, то не при­да­вайте этому ника­кого зна­че­ния — это все внеш­нее; и если он ста­ра­ется быть обхо­ди­тель­ным в своем обще­нии с вами, то тоже не обра­щайте вни­ма­ния, ведь это внеш­нее; и если он, гото­вясь к встрече с вами, следит за своим внеш­ним обли­ком, ста­ра­ется достойно выгля­деть, то это все тоже внеш­нее и ненуж­ное, а глав­ное, чтобы только в сердце была любовь». Глу­бо­кое недо­уме­ние и даже неболь­шое про­зре­ние теперь были видны на лицах моло­дых людей. Парень не нашел, что отве­тить, и кто знает, может быть, в глу­би­нах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заме­тим: в чело­ве­че­ском есте­стве душа тесно соеди­нена с телом, так что даже исклю­чи­тельно духов­ные чув­ства — вера, бла­го­го­ве­ние, пока­я­ние, бого­по­чи­та­ние и другое выра­жа­ются вовне посред­ством види­мых обря­дов, знаков и дей­ствий.

Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2015

Каким должно быть наше уча­стие в цер­ков­ных обря­дах

Обря­до­вым формам их свя­щен­ное зна­че­ние сооб­щает молитва. Только через молитву дей­ствие ста­но­вится свя­щен­но­дей­ствием, а ряд внеш­них про­цес­сов — обря­дом. Не только свя­щен­ник, но и каждый из при­сут­ству­ю­щих должен внести свою лепту в совер­ше­ние обряда — свою веру и свою молитву.

Бла­го­дать, помощь, раз­лич­ные дары дает Бог, дает исклю­чи­тельно по Своей мило­сти. Но «как источ­ник не воз­бра­няет чер­пать жела­ю­щим, так и сокро­вище бла­го­дати никому из людей не воз­бра­няет быть его при­част­ни­ком» (пре­по­доб­ный Ефрем Сирин). Мы не можем при помощи каких-то маги­че­ских дей­ствий «выну­дить» Бога нис­по­слать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой про­сить. Свя­щен­ное Писа­ние о необ­хо­ди­мо­сти веры для молитвы гово­рит: «Да просит с верою, нимало не сомне­ва­ясь, потому что сомне­ва­ю­щийся подо­бен волне мор­ской, ветром под­ни­ма­е­мой и раз­ве­ва­е­мой. Да не думает такой чело­век полу­чить что-нибудь от Гос­пода» ( Иак.1:6–7 ). Когда мы молимся Гос­поду, нужно верить в то, что Гос­подь все­мо­гущ, что Он может сотво­рить или даро­вать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он мило­стив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обра­щать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совер­ше­нии обряда будем не просто стоять рядом со свя­щен­ни­ком, но и сер­дечно молиться с верой, тогда и мы спо­до­бимся полу­чить от Гос­пода освя­ща­ю­щую бла­го­дать.

В чём смысл освя­ще­ния

Освя­ще­нием пра­во­слав­ные хри­сти­ане назы­вают обряды, кото­рые вво­дятся Цер­ко­вью в хра­мо­вую и личную жизнь чело­века, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его дея­тель­ность и все окру­же­ние его жизни нис­хо­дило бла­го­сло­ве­ние Божие. В основе мно­го­об­раз­ных цер­ков­ных молеб­нов лежит жела­ние оду­хо­тво­рить чело­ве­че­скую дея­тель­ность, совер­шать ее с Божией помо­щью и по Его бла­го­сло­ве­нию. Мы просим Гос­пода так напра­вить наши дела, чтобы они были угодны Ему и при­но­сили пользу ближ­ним, Церкви, Оте­че­ству и нам самим; бла­го­сло­вить наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, чтобы в них гла­вен­ство­вали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, при­над­ле­жа­щие нам вещи, овощи, выра­щен­ные на нашем ого­роде, вода из колодца через нис­шед­шее на них бла­го­сло­ве­ние Божие помо­гали нам в этом, защи­щали, укреп­ляли наши силы. Освя­ще­ние дома, квар­тиры, авто­мо­биля или какой-либо другой вещи есть сви­де­тель­ство, прежде всего, нашего упо­ва­ния на Бога, нашей веры в то, что ничего не про­ис­хо­дит с нами без Его святой воли.

Цер­ковь все необ­хо­ди­мое для чело­ве­че­ской жизни освя­щает молит­вой и бла­го­сло­ве­нием. Цер­ко­вью освя­ща­ется и вся при­рода, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.