Обряд свадьбы у казаков

Как казаки… свадьбы играли. Что было, а чего не было?

Екатерина Гобозова | 17 декабря , 2017

Разрушаем современные стереотипы о казачьих традициях

Наиболее всего в наши дни влиянию стереотипов и псевдо-традиций подвержены, так называемые, «казачьи свадьбы». Желание современных казаков отмечать это значимое в жизни каждого человека событие согласно традициям предков само по себе замечательно, но зачастую оно идет в разрез с незнанием подлинного свадебного обряда, которое вызвано урбанизацией, глобализацией и прочими процессами. Таким образом, пробелы в знании родной культуры (в частности, свадебных традиций казаков) заполняются псевдо-традициями и, как следствие, рождаются стереотипы. Рассмотрим 4 наиболее распространенных из них:

(нажмите на стереотип, чтобы перейти к нему)

1
Молодой казак
кидает свою
фуражку во двор
понравившейся девушке.
Или, как второй вариант,
запускает к ней
во двор петуха

2
Жених должен
накрыть невесту
буркой

3
Выходя из ЗАГСа
или храма, молодожены
проходят через коридор
поднятых вверх шашек

4

Миф-стереотип

Молодой казак кидает свою фуражку во двор понравившейся девушке. Или, как второй вариант, запускает к ней во двор петуха. Где, кем и когда использовались данные обряды, не известно. Имена информаторов-старожилов, сообщавших о них, не указываются, наименования станиц и хуторов, где они бытовали, тоже. Однако на просторах социальных сетей во всевозможных «казачьих» сообществах то и дело сообщается о данном обычае.

Как же всё происходило на самом деле?

А на самом деле всё было значительно проще. Молодой казак сообщал родителям о понравившейся ему девушке и те принимали решение, принять выбор сына и засылать сватов, или отказать сыну в желании жениться на конкретно этой особе. «Парень, наметивший себе невесту, советуется с своими родителями, и если сделанный выбор одобряется, то родители отправляют сватов в дом, намеченной сыном невесты сватов» [1].

«Выбор жениха и невесты почти совершенно свободный: очень часто девушка сама, без разрешения родителей, выбирает себе жениха, но еще чаще жених пользуется правом выбора. Впрочем, иногда родители сами выбирают невесту, еще в детстве; тогда их называют промолвленными» [2].

«По указанию молодого человека, а иногда и по выбору отца, мать идет в дом невесты и узнает там о летах ее, о приданом и т.д.» [3].

В роли сватов могли выступать, как пожилые родственники со стороны жениха, так и сами его родители. В случае, если родители невесты отвечали согласием отдать свою дочь замуж, за сватовством следовало «рукобитье» или «своды», на котором молодые казак и казачка перед всей родней объявлялись официально женихом и невестой. За рукобитьем (сводами) следовали: попойки (вечеринки в доме невесты с шитьем приданного и подарков для жениха и жениховой родни), смотрение места (на Дону) — «официальное посещение невестой и её родственниками дома жениха, будущего места обитания», девичник, сговор, выкуп невесты, перевоз приданного, венчание, повивание молодой и свадебный пир.

Свадьба в станице Петровской, 1915 год

Миф-стереотип

Жених должен накрыть невесту буркой. Данный обряд активно используется в наши дни во время регистраций браков в ЗАГСах .

Как же всё происходило на самом деле?

Однако мало кто знает, что изначально он был связан с процедурой развода, а не заключения брака. Согласно, свидетельствам П.Н. Краснова , во времена Азовского сиденья (XVII в.), когда церквей на Дону было очень мало, казаки женились без венчания, и обряд заключения и расторжения брака выглядел следующим образом: «Достав девушку, нареченный жених с невестой приходили на сбор в станичную избу. Перед образами молились Богу, кланялись на четыре стороны, и жених, кланяясь невесте, говорил:

— Ты, скить, Настасья, будь мне жена! Невеста кланялась жениху в ноги и говорила:

— А ты, скить, Гаврила, будь мне мужем!

После этого жених целовался с невестой и все их поздравляли.

Если в семье жили неладно, то муж выводил жену опять на сбор и говорил:

— Вот, скить, честная станица, она мне не жена, а я ей не муж!

Отказанную кто-либо прикрывал полой и брал себе тут же в жены» [4].

/ СКИТЬ — [скить], (архаичная частица) Так сказать — от русского слова «сказать». Употреблялась донскими казаками как приговорка [12] /

М. Харузин трактует обычай укрывать разведенную женщину полой одежды, как укрытие ее от позора развода: «Прикрытие полой считалось символом, имевшим важное значение: это означало — снять с отказанной жены бесчестье развода» [13]. Таким образом, женщина, от которой публично отказался муж, тут же переходила в руки другого мужчины. В дальнейшем, свадебный обряд казаков утратил эти архаичные черты, и необходимость публично покрывать чужую жену полой одежды отпала сама собой.

Миф-стереотип

Выходя из ЗАГСа или храма, молодожены, проходят через коридор, поднятых вверх шашек. Без этого действа в наши дни не обходится практически ни одна казачья свадьба, в то время как, к свадебным традициям казаков, оно не имеет ни малейшего отношения.

Как же всё происходило на самом деле?

С выходом молодых из храма и их приездом на свадебный пир в дом жениха у казаков связаны совсем иные обычаи.

В станице Бороздинской (Терек) молодые в венчальных венцах шли из церкви пешком вместе со свадебным поездом. «После венца поезд несет домой шапку жениха, ибо тогда шапка ему не нужна: после венчания молодые супруги отправляются из церкви с венцами на голове в дом жениха; при этом жених несет Евангелие, а невеста икону Божией Матери» [5].

В станице Бекешевской (Кубань) молодых по возвращении домой «осыпают из решета хмелем, деньгами, конфетами, а родственникам бросают шишки (особое печенье)» [6].

Тоже на Дону: «встреча молодых в доме жениха с активным включением в обряд зрителей (глядельщики, смотрельщики), которым достаются не только конфеты, орехи и деньги во время обсыпания, но и кусочки встречника (сдобного хлеба, который разламывают над головой новобрачных)» [7].

Перед тем, как молодым сесть за стол, родители жениха благословляли их святым образом и хлебом-солью. «После венца свадебный поезд направляется в дом жениха. В дверях молодых встречают хлебом-солью и благословляют иконой. Потом молодых сажают за стол» [8].

«…весь поезд из церкви едет в дом жениха. Здесь родители встречают новобрачных на дворе и благословляют их, после чего все входят в дом» [9].

Началу свадебного пира непременно предшествовал обычай повивания молодой. Свахи снимали с невесты венок и в знак ее перехода в статус замужней женщины расплетали ей девичью косу на две косы, делали из них «бабью» прическу и надевали «бабий» головной убор: шлычку, кичку, файшонку и проч. «Повивание заключается в том, что сваха расчесывает ей голову, заплетает волосы в две косы, надевает шлычку и повязывает сверх нее шелковым платком» [10].

«…(сваха — прим. авт.) расплетает косу молодой и разделяет ее на две равные пряди, из одной пряди косу плетет сама сваха, а из другой подсвашка; молодая в это время горько плачет. Когда косы заплетены, их укладывают на голове и надевают шлычку» [11].

«С нивесты сымають фату и навивають ие фальжонкай закладывають ие косу на голаву и надивають фальжонку или калпак, и тада ие называють ни нивеста, а маладайкя» [12]. (хут Евсеевский Усть Донецкого района РО).

Иван Кулеш и Наталья Клюй, станица Прохладная, 1914 год

Миф-стереотип

Тесть непременно должен отстегать зятя нагайкой. Источник данного обычая так же неизвестен. Скорее всего, этот новодел был подсмотрен современными казаками в кинематографе, а именно в советском кинофильме « Вечера на хуторе близ Диканьки » (1961 г.).

Как же всё происходило на самом деле?

На самом деле ничего подобного не было.

Внедрение столь многочисленных псевдо-традиций в быт современных казаков породило весьма плачевные плоды — в наши дни казачий свадебный обряд практически полностью утрачен. И, если 30-40 лет назад в станицах и хуторах свадебные обычаи соблюдались хотя бы частично, то о современных «казачьих» свадьбах этого сказать уже нельзя. Для сохранения этого красивейшего, богатейшего и интереснейшего пласта народной культуры, современным казакам и казачкам необходимо изучать подлинные источники, повествующие о традиционной свадьбе, лучшие из которых это рассказы и опыт старожилов.

  1. Свадьба в станице Ладожской Кубанской области. 1901 год.
  2. Станица Екатериноградская Терской области. М.С.Урусов, 1904 год.
  3. Станица Отрадная Кубанской области. 1888 год;
  4. П.Н.Краснов «Картины былого Тихого Дона», изд. 1909 года.
  5. Станица Бороздинская Терской области. Е.Бутова, 1889 год.
  6. Народные обычаи казаков станицы Бекешевской. 1906 год.
  7. Проценко Б.Н. «Свадебный обряд донских казаков во времени и пространстве».
  8. О.Б. Гузикова, Е.И. Коротин. «Реконструированный свадебный обряд уральских казаков», 1983 год.
  9. Ф.Стариков. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска, 1891 год.
  10. Станица Отрадная Кубанской области. 1888 год.
  11. Свадьба в станице Ладожской Кубанской области. 1901 год.
  12. Большой толковый словарь донского казачества. — М.: Русские словари — АСТ -Астрель, 2003 год.
  13. Харузин М. Сведения о казацких общинах на Дону. — М., 1885 год.


Понравилась статья?
Поделитесь ей, чтобы сохранить себе на стену и рассказать друзьям:

СМОТРИТЕ ЕЩЕ:

  Очень сильный заговор для исполнения желания

  Текст молитвы о спасении россии

  Ислам традиции и обряды

Красивые свадебные обычаи казаков

Свадьба в казачьем доме – внушительный и шумный праздник, зачастую продолжающийся целую неделю. Брачный возраст молодых начинает отсчет с 18-20 лет.

О своем намерении привести в дом суженую, молодой казак сообщает старшим родственникам задолго до даты торжества. Непременным атрибутом состоявшейся свадьбы ранее считалось венчание молодоженов в церкви. В конце ХХ – начале ХХΙ века пары все больше стали ограничиваться регистрацией брака в отделениях ЗАГС или Дворцах бракосочетания.

Веселый пир, посвященный рождению нового союза, полон забавных розыгрышей, песен, плясок, щедрых даров от гостей и шутливых переодеваний.

За день до свадьбы проводится ритуал «подушки» . Будущая жена переносит в дом избранника приданое, в том числе постельное белье.

В день свадьбы невесте предстоит сменить прическу девушки – косы, на укладку волос, характерную для замужней женщины.

Особым образом подготавливают и светелку для молодых. В красный угол на восточной стене комнаты устанавливают икону. На небольшом столике помещают емкость с медом, как пожелание любви новорожденной семье. Рядом с медом соседствует чаща с зернышками пшеницы, в которой утоплены восковые свечи.

В некоторых селениях, в частности на Тереке, были весьма интересные и необычные свадебные традиции.

Свою супружескую жизнь молодожены начинали на территории супруга, в его доме. Обычно там и жить оставались. Для них заранее готовили отдельную комнату. А утром всем гостям раздавали красные ленточки или красные ягоды. Красный цвет у казаков символизировал честь невесты.

Воспитание представительницы женского пола в казачьей общине покоится на незыблемых принципах уважения к старшим и сохранения чести во всех ее проявлениях.

Красивые послесвадебные обычаи

После первого дня свадьбы продолжается череда традиционных мероприятий. До наших дней дошло несколько интересных обычаев.

Утром новобрачную встречает дружная компания свах. Они умывают молодую суженую, и она отправляется к водяному источнику, в роли которого может выступать колодец, река и озеро.

Бросив в воду серебряную монету, женщина оповещает всю округу о том, что она встретила день в новом статусе законной и счастливой жены.

Набрав в водоеме воды, она несет ее родителям мужа вместе с полотенцем, вышитым собственными руками. Старшее поколение умывается принесенной водой и вытирается вышитой тканью, тем самым подчеркивая чистоту помыслов и доверие к новому члену семьи.

Родственники молодых приглашают гостей за столы, уставленные богатыми яствами, красочное торжество набирает новые обороты и может продолжать еще несколько дней.

Таинство семейных отношений

На протяжении всей семейной жизни у казаков не принять обсуждать все то, что происходит за закрытыми дверями. Жены не обсуждают с подругами и женщинами-родственницами своего избранника. Мужчины–казаки никогда не хвастаются и не жалуются женой.

Сейчас на дворе уже давно господствует ХХΙ век, в любые самые строгие правила закрадываются исключения. Обычно у молодых девушек в казачьих селениях не бывает возможности общения с юношами наедине. Но даже в том случае, если у молодоженов были отношения до свадьбы, мудрый казак сделает все, чтобы об этом факте не узнали сородичи.

Если вам понравилась статья, нажимайте «палец вверх» (лайк) и подписывайтесь на канал «Обычаи и нравы».

СМОТРИТЕ ЕЩЕ:

  Гадание по воску что значат фигуры

  Я or матерь божия or ныне с молитвою

  Приснилось ру да нет гадание

  Гадание на картах по гороскопу

Настоящая казачья свадьба — какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Настоящая казачья свадьба - какая она? Вспоминаем обычаи и традиции казачьих свадеб

Свадьба – очень волнующий и запоминающий в жизни каждого из нас момент. В казачьих краях она проходит со своими необычными обрядами и условиями, которые сильно отличаются от нашей современности.

Женились казаки и казачки в возрасте 17-20 лет. Невесту старались брать из хорошей качественной семьи, чтобы умела управляться по хозяйству, вкусно готовить, уважала стариков. Знакомилась молодежь на вечерних гуляниях (вечерки), хороводах, праздниках: проводы Масленицы, Рождество, Пасха.

Казачьи свадьбы старались играть осенью после уборки урожая, так как свободного времени у казаков становилось гораздо больше. Связанно это еще было и с экономической точки зрения: казаки привыкли гулять несколько дней на широкую ногу, чтобы на праздничных столах было много разнообразных блюд и спиртного.

Как же готовились к свадьбе в казачьих краях?

Прежде всего молодой казак заводил разговор со своими родителями о женитьбе на выбранной им невесте, просил согласия на свадьбу у матери с отцом. Если мать с отцом соглашались, то начинались готовиться к сватовству.

Сватовство

Подготовка к казачьей свадьбе начиналась со сватовства к невесте и ее родителям. Мать и отец со стороны жениха облачались в нарядные одежды, обряжали сына, приглашали с собой уважаемых родственников и шли к будущим сватам с заранее испеченным по этому случаю хлебиной (пирогом). Если жених не понравился родителям девушки, то гостям не предлагали даже присесть. Если им нужно было время подумать над ответом, то родители жениха оставляли хлебину матери невесты. Возвращенный через несколько дней кусок пирога или тыквы обратно жениху, можно было считать, что ответ отрицательный. Если мать с отцом сразу давали согласия на брак, то сватов сажали за стол, выпивали по рюмке и договаривались о сводах.

Своды

Своды представляют собой большое застолье со всеми приглашенными родственниками со стороны жениха и невесты, на котором обсуждались конкретные детали предстоящей казачьей свадьбы, а именно: сколько гостей пригласить, затраты, подарки, приданое, свадебное убранство.

На сводах молодой невесте вплетали в волосы разноцветные ленты и она ходила так до предстоящей свадьбы. За столом гости с обеих сторон били друг друга по рукам, угощались и пили. С этого дня девушка считалась «пропитой» невестой.

Весь период от сводов до свадьбы, который длился от 4-6 недель, молодые казаки и казачки все вечера проводят в доме невесты, так называемые «вечерки» и «ночевки». Во время таких мероприятий друзья и подруги играют в различные игры, поют песни, девушки занимаются рукоделием, парни угощают их сладостями.

В канун свадьбы вечером перевозится приданое невесты (постель, сундуки, подушку, одеяло, зеркальце) в дом жениха. В этом доме пекли большой свадебный пирог. В начинку пирога прятали монетку на счастье.

Ах, эта свадьба, свадьба, свадьба пела…

• Подготовка к свадьбе

Рано утром в день свадьбы невеста просыпалась и обходила свой двор, мысленно прощаясь с ним. Если девушка была сиротой, то она добегала до кладбища, плакала на могилке, просила у родителей – покойников благословения, после чего возвращалась обратно и приступала готовиться к визиту жениха и гостей. В этом ей помогали подружки и сваха. Невеста расплетала свои волосы и по яркой ленте, которые были вплетены ей ранее на сводах, дарила незамужним подружкам. Сваха переплетала заново невесте косу, и с лирическими песнями все вместе дожидались приезда молодого жениха.

Встречали гостей за столом: жениха сажали рядом с невестой, родители с иконой благословляли молодых, а затем ехали к церкви.

Сейчас, в наше современное время, свадьбы проходят намного проще. В ЗАГСе молодожены предъявляют свои паспорта, обмениваются кольцами, свидетели уже не так необходимы, да и мало кто венчается. А в середине XIX казачьи свадьбы обязательно проходили этот обряд. Заранее молодожены соблюдали пост и причащались.

Невеста облачалась в скромное длинное до пола платье, плечи были прикрыты легкой накидкой, голова покрыта фатой или просто красивым платком.

На венчании свидетели держали над головами новобрачных венцы, остальные стояли с зажженными свечками. Считалось, если во время обмена кольцами кто – то из молодоженов случайно ронял кольцо, то брак сулил сложную жизнь между брачующимися.

После венчания при выходе из церкви молодожены должны были пройти мимо обнаженных над их головами крест — накрест шашками. Этот обычай символизирует защиту новой семьи от невзгод и бед. Сваха у гостей забирала погасшие свечи и отдавала их на хранение семье. В случае тяжелой болезни или мучительных родов невесты, свечи вновь зажигали.

• Приезд из церкви в дом жениха

Встречали молодоженов радостно: конфетами, орехами, родители жениха благословляли пару и приглашали всех за стол. Здесь начинался настоящий пир с разнообразными блюдами, спиртным, веселыми песнями, играми и шутками, дарами. Кстати, дары на казачьих свадьбах проходили на второй день, когда жених убеждался в «честности» девушки. Молодой казак благодарил отца невесты за хорошую жену. Если девушка была «нечестной», то на следующий день матери с отцом за столом подавали стакан с большой трещиной на дне, и вино проливалось на пол. Была и такая традиция: после новобрачной ночи обнародовали скатерть молодоженов. Ее вешали на телегу, на которой после венчания приехали жених с невестой. В некоторых казачьих районах был такой обычай: во время первой ночи молодоженов под кроватью до самой зари лежал дружок жениха.

Застолье продолжалось еще несколько дней, гости пировали, пели, катались на конях, разбрасывали на улицах монеты, фланкировали шашкой, а в последний день свадьбы топили баню, разводили большой костер и через него прыгали.

Казачьих традиций и свадебных обрядов много и все они, по – своему, интересны. Кое — что сохранилось и до нашей с вами современности. Важно жениться и, тем более, венчаться не потому, что это модно, а подойти к такому вопросу обдуманно и со всей ответственностью.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

  Заговоры чтобы убрать человека с работы

  Гадание на то ч о у нас будет

  Гадание на игральных кубиках

  Заговоры чтобы сны не сбывались

  Молитвы для привлечения денег и благополучия

  Традиции и обряды япония

Обряд свадьбы у казаков

Казачья свадьба Свадьба – один из волнующих моментов в жизни казака. Современные свадебные традиции и обычаи сильно отличаются от исконно казачьих. Обычно мероприятие проходит по сценарию: подготовка к свадьбе, выкуп невесты, церемония в ЗАГСе, торжество в ресторане. Если следовать православным казачьим традициям, этот список значительно увеличивается.

Сватовство

Если правильно провести сватовство невесты, это поможет установить теплые отношения с будущими родственниками. Сроки от сватовства до свадьбы составляют примерно три-десять месяцев. Во время этого обряда принято дарить подарки родителям невесты: отцу, например, вино, матери – что-то тканное (полотенце, платок). Обязательны красивые букеты для невесты и ее матери. Сваты с порога заявляют о своем намерении. Желательно начать традиционно: «У вас товар, у нас купец…» Говорить должен сват, это может быть крестный отец жениха, друг, дядя. Основная цель сватовства – рассказать о положительных сторонах жениха и невесты. Заканчивается обряд соглашением отца невесты – согласен ли он отдать свою дочь в новую семью. Если вопрос решается положительно, тогда назначается дата смотрин. После сватовства будущие супруги официально становятся женихом и невестой.

Смотрины

Смотрины проводятся в доме жениха. Невеста должна подарить будущей свекрови цветы и небольшой символический, но личный подарок. К столу на смотрины необходимо принести выпечку, приготовленную невестой. Отцу жениха подарок обычно не дарят. Именно на смотринах обсуждают подробности проведения свадьбы, решаются денежные вопросы. Будущим родственникам необходимо заранее поговорить о планах молодых, где будут жить, работать. Если сватовство веселое и легкое мероприятие, то смотрины серьезная часть подготовки к свадьбе. Ранее смотрины включали в себя осмотр дома жениха, знакомство с его укладом жизни, а денежные вопросы решались на рукобитье, теперь эти моменты объединены.

Мальчишник / девичник

Девичник проводится в любой день до свадьбы, после смотрин. В старину на вечеринке будущая жена прощалась с девичьей свободой, оплакивала конец беззаботной жизни, девушки пели грустные песни. Приглашали не только подруг, но и опытных казачек, которые давали советы. Сейчас девичник проходит легко, это просто повод повеселиться. Если невеста хочет провести девичник по казачьим традициям, ей придется отказаться от чрезмерного веселья.

Мальчишники, также проводившиеся накануне свадьбы, были распространены не везде. В некоторых губерниях женихи только лишь объезжали гостей и приглашали их на свадьбу. Однако в северных губерниях мальчишник проводили обязательно и заключался он в прощании с холостыми друзьями – жениха «пропивали».

Выкуп невесты

Раньше выкуп требовали братья и сестры невесты, которые отказывались «за просто так» отдавать любимую родственницу. Тогда выкупали невесту только за деньги, сейчас же свадебной валютой может быть алкоголь, конфеты, игрушки – как жених сможет договориться. Обязательных заданий для жениха нет, выкуп проводится на усмотрение подруг и родственников.

Благословение родителей

После выкупа, когда жених встретился с невестой, родители невесты дают благословение молодым на брак. Традиционно благословляют Казанской иконой Божьей Матери.

Жених и невеста встают на колени перед родителями на специальное свадебное полотенце, и родители дают напутственные слова и благословляют будущих супругов иконой. После этого молодожены едут к родителям жениха, где их встречают хлебом-солью и также дают родительское благословение.

Церемония в ЗАГСе и венчание в церкви

Сейчас венчание в церкви проходит с обязательным предъявлением свидетельства о заключении брака, то есть гражданская церемония, должна предшествовать венчанию. Поэтому важно заранее совместить дату свадьбы и венчания, поскольку венчание церковь проводит не каждый день.

Подвенечное платье невесты должно быть скромным – обязательно закрыты плечи, ноги, спина, грудь. Если платье открытое, необходимо позаботиться о накидке. Голову следует покрыть платком или фатой. Макияж и маникюр невесты должны быть неброскими. На ногах закрытые туфли, желательно без каблука. Перед венчанием жениху и невесте необходимо держать пост, исповедаться и причаститься.

На венчание необходимо взять два полотенца (одно кладут под ноги, другим завязывают руки), четыре носовых платка (два для молодых — держать свечи, два для свидетелей – держать венцы), две иконы (Божией Матери и Спасителя). Венчальные свечи можно купить в церковной лавке непосредственно перед началом церемонии. По казачьей традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. На венчании они должны держать венцы над головами новобрачных. Лучше если это будут двое мужчин, поскольку венцы достаточно тяжелые и держать их придется довольно долго.

Казачья свадьба венчание в церкви

Существует поверье, что упавшее кольцо или погасшая свеча предвещают трудную жизнь в браке, расставание или даже раннюю смерть одного из супругов. Некоторые считают, что тот из брачующихся, кто первым встанет на расстеленное полотенце, будет главенствовать в семье. Все эти вымыслы православная церковь не не одобряет, они не должны волновать сердца новобрачных, ибо их творец – Сатана, названный в Евангелии «отцом лжи». А к случайностям нужно относиться спокойно – всякое бывает.

После церемонии венчания, молодые должны пройти под тремя «воротами». На выходе из церкви сразу же за дверями молодожены проходили под «воротами» из двух обнаженных шашек. Обнаженная казачья шашка символизирует защиту новой семьи от всех невзгод и несчастий. Затем следуют вторые «ворота»: два казака держат над головами новобрачных снятые папахи, что означало наделение новой семьи всей полнотой законных прав, которыми охранялась семья. Третьи «ворота» образуются от вскинутого рушника – символа семейных обычаев.

Свадебное застолье

Многие считают, что на православной казачьей свадьбе выпивке вообще нет места, однако абсолютного запрета на это нет.

На казачьей свадьбе обязательно должен быть ведущий, но ни в коем случае не тамада с пошлыми шутками.

Все интимные моменты необходимо скрыть от глаз гостей – при криках «горько» не должно быть долгих, затяжных поцелуев, разрешены только целомудренные. По одной из версий традиция кричать «Горько!» появилась от обычая подносить чарку гостям. Невеста брала поднос с крепкими напитками и обходила гостей. Каждый гость клал на поднос подарок (деньги), выпивал чарку и жаловался, что «горько», а невеста должна была подсластить горечь напитка символическим поцелуем.

И напоследок

Формат проведения свадьбы может быть любым, однако нельзя венчаться в угоду традициям, по настоянию родителей, следуя моде. Венчание должно быть осмысленным и обдуманным. Ведь повенчавшиеся супруги получают благодать Божию, это поможет им строить свой союз в единомыслии и любви, быть едиными душой и телом.

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ:

  Что ждет меня сегодня вечером гадания

  Трактование карт игральных при гадании

  Сильный заговор чтобы зуб не болел

Обряды донских казаков

Казачья свадьба

Одно из первых мест в ряду многочисленных казачьих обрядов занимает свадебная обрядность, сложившаяся после введения на Дону церковного брака в XIX веке. Традиционной донской свадьбе присущи многие черты южновеликорусской и украинской свадьбы.

Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была еще одна работница.

Чаще всего родители сами объявляли сыну свою волю в выборе невесты и отправлялись на смотрины. В доме невесты заводили разговоры о ее красоте, уме и трудолюбии. По зову матери появлялась одетая по-домашнему невеста, держа в руках поднос с кубками вина. Она угощала пришедших и скромно отходила в сторону. Гости расхваливали вино, пили умышленно медленно, чтобы дать возможность жениху рассмотреть невесту. Потом невесту уводили и спрашивали, понравился ли ей жених. А жениха спрашивали о невесте.

Через несколько дней родители жениха присылали сватов, которые приходили в дом под видом заблудившихся странников.

Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.

За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое.

Невеста оплакивала свою волю («тяжко с тобой, моя волюшка, тяжко с тобой расставатися»), своих подруг, с которыми расставалась («да вы, милаи мои подруженьки, все вы вольная да раскочнаи! Да последний жа вечерочек побывать мне, девочки, с вами»). Подруги на посиделочной неделе оставались ночевать у невесты.

За несколько дней до свадьбы праздновали «подушки». Приданое невесты веселые «подушечники» несли к дому жениха — легкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Жениховая родня во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.

В последний день перед венцом, девушки собирались у невесты печь традиционный каравай, который украшали веточками, розочками и торжественно несли в дом жениха.

Под песни девушек убирали невесту, заплетали волосы в одну косу. Ждали прихода жениха.
В доме жениха собирались родственники и знакомые. Готовили жениха: одевали, учили держать себя бравым казаком. Затем, набрав провизию, отправлялись в дом невесты, как войско, осаждающее неприятельскую крепость, вновь сводили жениха с невестой, которые торжественно подтверждали согласие на вступление в брак. Жених с невестой удалялись к молодежи, а старые отправлялись на предбрачную вечеру в дом жениха. Здесь выбирали дружку, в помощь ему выбирали двух свашек, главная из них — невестина.

У молодежи в это время тоже шла вечера. С приходом старых вечера заканчивалась, и невеста с подругами, проводив жениха, возвращалась в курень с печальной песней:

Да кукуй, кукушка, не вмолкай,
— Да немножко тебе куковать,
От велика дня до Петра.

Наступал день выданья. Жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Казаки-конники отчаянно джигитовали. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.

К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетенной косой, она сидела за столом в окружении свашки, дядьки, младших братьев. Братья с плетками в руках не пускали жениха к сестре. А дружка, набивая цену, выкупал невесту. После выкупа брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом — в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель. Девушки играли песни:

Отворяй, маменька, широк двор,
Да вот тебе, маменька, сын на дворе,
Да не сам с собою — с женою,
Со своей верною слугою.

Начинался обряд повивания: молодой расплетали косу девичью, закладывали волосы на макушке и убор замужней.

А на следующий день происходила раздача каравая со словами «Сыр-каравай принимайте, а молодых одаряйте, наши молодые нанове, им много надобно», — дружка подводил молодых к отцу с матерью. Те провозглашали свои подарки: отец сыну — коня с седлом на службу, а мать — телку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых.

Дружка и свашки, завершив свое дело, сдавали молодых родителям, просили не обижаться, если что не так. Их благодарили, наделяли подарками. Молодые благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться еще неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе».

Так играли свадьбы на Дону. Но в каждом хуторе и станице были свои особенности.
Старинная казачья свадьба долго бытовала на Дону, И в наши дни в некоторых хуторах и станицах, играют свадьбы с элементами старинного обряда — с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами: и пением свадебных песен.

Проводы на войну

Уходя в поход, казаки собирались в церкви на молебен. По обычаю, брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца или матери. Землю зашивали в ладанку (расшитую сумочку с горстью земли и переписанной молитвой) и привешивали к кресту на грудь. Считалось, что это должно оградить воина от ранений и другой беды. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.

После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Обращаясь к жене, говорил: «Бог даст – вернусь! Береги детей!».
Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.

Встреча казака с войны

Встреча была радостным событием в жизни каждой казачьей семьи. Встречали казаков не только родные и близкие, но и все жители станицы. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Святого Спасителя. Казаков встречали с хлебом-солью, затем все отправлялись в храм, где служили молебен, и казаки передавали храму принесенный дар, так как все успехи и удачи в военных делах казаки приписывали милости Божьей. Но часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божьей Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей.

Проводы казака в последний путь

Смерть для верующих казаков представлялась естественным явлением, не вызывающим ужаса или отчаяния. Они по-философски мудро относились к последнему дню своей жизни, считая: уж коли ты родился, то должен и умереть. А потому некоторые еще при жизни присматривали себе место под захоронение.

Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие. В доме вдовы под иконой лежала шапка погибшего. Это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

Хоронили казака по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины – мужчин, женщины – женщин. Все предметы туалета, которыми пользовались при омовении и обряжении, непременно сжигали, чтобы их не использовали для наведения порчи.

Поминали в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. В малых донских казачьих станицах до сих пор это свято соблюдают. На поминки пекут пирожки с капустой, сладкие – из сухофруктов, варят компот. Перед началом поминок обязательно подают кутью – рис с медом или изюмом. На стол ставят водку и вино. Раньше выпивали строго по три рюмки. На обеде ели только ложками, вилок не подавали и желательно, чтобы ложки были деревянными. Когда в станице умирал человек, то «звонили по душе». Если умирал ребенок, то звон колокола был высоким, если умирал пожилой человек, звон был низким.
Приближение смерти казаки связывали с некоторыми приметами. Считалось, что непременно быть беде, если икона упадет на пол, завоет без причины собака или птица забьется в окно. Умирающему старались облегчить смерть, открывали двери или в потолке делали отверстие. Перед смертью необходимо было причаститься. Казаки полагали, что особенно плохо приходится на том свете самоубийцам, которых хоронили отдельно, вне кладбища и без креста.

Другие публикации по теме:

  • В Луганской области рядом с границей нашли массовое захоронение замученных и убитых донских казаков
  • Ансамбль песни и пляски донских казаков получит грант правительства страны
  • Почему на свадьбах кричат «Горько!»?
  • Красная горка: приметы, традиции, обряды
  • Песни донских казаков

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.